Средства обучения и воспитания дошкольников в ДОУ

I. Материальные средства обучения

Предметы материальной культуры:
натуральные объекты: объекты растительного мира, реальные предметы (объекты);
изобразительная наглядность (объемные изображения): муляжи овощей, фруктов и др.
игрушки:
сюжетные (образные) игрушки: куклы, фигурки, изображающие людей и животных, транспортные средства, посуда, мебель и др.;
дидактические игрушки: народные игрушки (матрешки, пирамиды, бочонки, и др.), мозаики, настольные и печатные игры;
спортивные игрушки: направленные на укрепление мышц руки, предплечья, развитие координации движений (волчки, серсо, мячи, обручи); содействующие развитию навыков бега, прыжков, укреплению мышц ног, туловища (каталки, скакалки); предназначенные для коллективных игр 
музыкальные игрушки: имитирующие по форме и звучанию музыкальные инструменты (детские металлофоны, ксилофоны, гармошки, дудки и др.);
театрализованные игрушки: куклы — театральные персонажи; наборы сюжетных фигурок, костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски и др.;
технические игрушки: фотоаппараты, бинокли, микроскопы, калейдоскопы и др.;
строительные и конструктивные материалы: наборы строительных материалов, конструкторы, легкий модульный материал;
оборудование для опытов, игровое оборудование и пр.;
учебно-игровые пособия;
дидактический материал (раздаточный материал).

2. Технические средства обучения.
Технические устройства (аппаратура):
звуковая аппаратура (аудиотехника): магнитофоны, компьютеры, музыкальные центры (аудиосистемы);
экранно-звуковая аппаратура: телевизор, компьютеры;
вспомогательные технические средства: периферийные устройства (монитор, клавиатура, принтер, сканер, звуковые колонки и др.).
Дидактические средства обучения (носители информации):
экранные: статические (слайды); звуковые: магнитофонная запись, цифровая запись;
экранно-звуковые (комбинированные): звуковое кино, озвученные диафильмы и слайды, видеозаписи, телепередачи.

3. Учебно-методическое обеспечение: учебные пособия и др. тексты (первоисточники, издания справочного характера, периодические педагогические издания и пр.); тестовый материал; методические разработки (рекомендации).

1. Художественные средства детская художественная литература (в том числе справочная, познавательная, общие и тематические энциклопедии для дошкольников), произведения национальной культуры (народные песни, танцы, фольклор, костюмы и пр.)

2. Средства наглядности (плоскостная наглядность):
картины: дидактические картины (серии картин), репродукции картин известных художников, предметные картинки;
фотографии;
предметно-схематические модели (календарь природы и пр.);

3. Средства общения:
вербальные средства (речь). Требования к речи: правильность, богатство, сжатость, ясность и точность, логичность, простота, чистота, эмоциональность, использование лексических средств изобразительности.

невербальные средства: визуальное взаимодействие; тактильное взаимодействие; мимика, пластика; перемещение в пространстве.